Индия - большая страна, и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное разнообразие и богатство народной музыки и танцев. В каждом штате танцуют народные танцы. У каждого танца свой характер, свой костюм. Танцы северных штатов очень сильно отличаются от танцев юга.
Танцы могут претерпевать довольно сильные изменения и в рамках одного штата. На танцы может оказывать влияние близость соседних штатов и влияние их танцевальной культуры. Во многих народных танцах можно обнаружить тот или иной элемент, перенятый из классических танцев, исполняемый в данном штате.
Народные танцы тесно связаны с событиями жизненного цикла, с явлениями природы. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая – вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев.
Религиозная тематика в народных танцах встречается значительно реже, чем в классических. Единственным часто используемым в народных танцах религиозным сюжетом являются игры Кришны с пастушками.
Народные танцы в Индии тесно связаны с повседневной жизнью и больше направлены на выражение духа коллектива и продолжение традиций, чем на изящное и виртуозное исполнение.
Танцевать в Индии умеют и любят. Многие индийцы в детстве обучаются какому-нибудь стилю классического танца или игре на музыкальных инструментах, а народные танцы танцуют практически все.
Во многих районах Индии танцуют танец со свечами или светильниками - огонь считается священным и приносит очищение.
Раз в году в Индии празднуется Праздник огней, когда силы добра побеждают зло. Символом победы и очищения является огонь. Поэтому в заключение концертов в Индии любят танцевать танец со свечами.
Пластика этого танца завораживает. В движениях рук можно узнать укачивание ребенка, сбор и посадку риса, или девушку, смотрящуюся в зеркало.
Традиции индийского танца насчитывают более 5000 лет
Их тематика основана на мифах, легендах и произведениях классической литературы.
Многообразие форм индийского танца охватывает народные и племенные танцы с их региональными вариациями и строго выстроенные классические танцы, основанные на древних текстах.
Бхарата-Натьям, Катхак, Одисси, Кучипуди, Мохиниаттам и Катхакали - только некоторые из основных традиций классического танца Индии. Индийский танец тесно связан с преданиями, мифами, часто для танца берутся темы мифов и поэмы-постановки.
Танцевальное искусство Индии родилось в древности как ритуал, и долгое время было достоянием храмов. В храмах и сейчас есть площадки для ритуальных танцев, а на стенах присутствуют изображения танцующих.
Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Шива — один из трех великих богов индуизма.
Согласно мифологии, бог Шива создал Вселенную, танцуя под звук колокольчика, и Шива сожжет состарившийся мир в огне своего последнего разрушительного танца. Вселенная в мифологии – это космический танец, который танцует Шива – Владыка танца.
Традиционный танец в Индии культивировался главным образом девадаси — храмовыми танцовщицами, которые, особенно на юге страны, поддерживали жизнь классического танца Бхарата-Натьям. Натья — по происхождению своему храмовый танец, часть религиозного обряда, и считается, что системы хаста и мудра были созданы для сопровождения пения священных гимнов Ригведы.
Индийский храмовый танец – это своего рода духовная практика, такая же древняя, как йога. Это форма «динамической медитации» с целью достижения гармонии тела и эмоций. При правильном и самозабвенном исполнении танец - это способ достижения освобождения от бесконечной цепи перерождений.
Танец рассматривался как явление божественное, дар богов человечеству. В индуизме танец - средство духовного развития человека.
Первые руководства по искусству танца были описаны Бхаратой в период между 100-300 н.э. в книге, которая получила название "Натья-Шастра".
В санскрите «танец» и «драма» обозначаются одним и тем же словом — «натья», что отражает неразрывность этих понятий. Бхарата говорит о «нритье» — выразительном танце-пантомиме, который излагает целую историю, и о «нритте» — чистом танце ради танца, в котором танцующий полностью отдается стихии ритмов. Как и все восточные танцы, индийский традиционный танец связан главным образом с верхней частью туловища.
Существуют правила позиций ступней. Танцовщиков обучают также спиралевидным движениям и прыжкам. Есть правила (мудра и хаста), определяющие язык кистей рук, туловища, плечей, предплечий, шеи. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Есть типы движений для бровей, а также 36 типов взглядов.
Индуисткий танец тесно связан с проявлением эмоций. Почти все индуистские танцы исполняются босиком – традиции, пришедшие из истории, т.к. в храм можно было заходить исключительно босиком.
Индийский танец принято разделять на классический и народный. Движения классических танцев были канонизированы (Бхарата, "Натья-Шастра"). Движения же народных танцев канонизированы не были и они не имеют зафиксированных письменных традиций.
Вплоть до наступления 20-го века танец был частью храмовых обрядов. Танцовщицы и их музыканты играли очень важную роль в исполнении ритуала, а их действия в храмовом танце имели сакральный смысл.
На исполнительнице индийского храмового танца - огромное число украшений, звенящих при каждом движении. Бронзовые колокольчики на ногах, золотые браслеты на запястьях и над локтями, в носу кольцо натх, соединенное цепочкой с мочкой уха, на шее ожерелье, голову обхватывает плоский обруч с подвеской.
Индийский танец - это и духовная практика, и система управления собственным телом.
Индийский танец – зрелище праздничное и захватывающее, за которым стоят годы тренировок и неукоснительное следование древним канонам. На разучивание танцевальных движений, не отработав которые нельзя приступать к самому танцу, уходят 5-9 лет.
Основа основ храмового танца Индии – 108 поз Шивы.