На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Индия - любовь моя!

52 подписчика

АКБАР ВЕЛИКИЙ

Акбара можно по праву считать одним из самых выдающихся правителей средневековья.

 По сведениям Абула Фазла, придворного историка и ближайшего сподвижника царя, Акбар родился 15 октября 1542 года в местечке Умаркот в юго-восточной части современного Пакистана. Детство Акбар провёл в Кабуле, однако счастливым этот период его жизни не назовёшь, поскольку дважды, в 1543 и 1546 году, он становился пленником и заложником врагов своего отца. Чтобы научиться административному опыту, Акбар в ноябре 1551 года занял должность наместника провинции Газни (и тогда же впервые женился), а год спустя вместе с отцом принял участие в военном походе в Афганистан.  Он взошёл на престол в 13 летнем возрасте после того, как его отец умер, упав с лестницы, оставив империю в состоянии хаоса, раздираемую войнами и мятежами.

Первоначально государством фактически правил регент Акбара Байрам-хан. В 1560 г. власть захватила другая дворцовая группа, Байрам-хан был отправлен в почетную ссылку в Мекку, но по пути был убит.

Какое-то время государством управляла узбекская клика родственников кормилицы Акбара. Однако вскоре, отстранив временщиков, Акбар стал править самостоятельно. К этому времени ему исполнилось 18 лет. Это был умный, сильный, смелый юноша, обладавший незаурядными способностями, но, несмотря на все усилия своих воспитателей, не желавший ни читать, ни писать. Он был страстным охотником, любителем спортивных состязаний и подлинным мастером в искусстве объезжать лошадей и верблюдов. Однажды, участвуя в качестве погонщика в соревнованиях слонов, он на распалённом животном преследовал своего противника до понтонного моста через реку Ямуна. А в другой раз, переодевшись в платье обычного горожанина (он часто проделывал подобный трюк, чтобы иметь возможность ближе познакомиться с жизнью простого народа), вступил в драку с бандой уличных грабителей.

Никогда не скатываясь до фанатизма, Акбар был подлинно религиозным человеком. Он был неизменно добр и внимателен к простым людям, охотно выслушивал их мнения, мысли и жалобы, что делало его необычайно популярным у представителей низшего сословия.

Акбар почитал женщин и очень любил свою мать, которой на протяжении всей жизни выказывал глубокое уважение, хотя и не позволял вмешиваться в свои дела.

Живой, подвижный, обаятельный, наделённый чувством юмора, верный в дружбе, он, тем не менее, в иные моменты впадал в бешеную ярость, непомерно жестоко наказывая подданных, особенно высших сановников и царедворцев, злоупотреблявших своей властью и положением.

Как дипломата, судию, законодателя и администратора его отличала большая мудрость. Акбар часто прощал мятежных вассалов и это в большинстве случаев шло ему же на пользу, ибо превращало тех в верных слуг своего господина. Так, например, несмотря на то, что его кровный брат, Мирза Хаким, а позднее и его собственный сын подняли против него мятеж, он милосердно их простил и даже вернул принадлежавшие им земли.

Акбар разделил свою державу на 16 областей и во главе каждой поставил правителя. Своим полководцам и воинам он перестал раздавать земли, а начал платить жалованье. В городах он организовал суды и полицию, которая следила за порядком.

Акбар ввёл новую систему сбора налогов. Теперь всё, что причиталось казне, собирали не местные, а столичные чиновники. Это положило конец злоупотреблениям.

Он был талантливым полководцем. Огромные территории, завоёванные Акбаром за время долгого правления, включали современные Афганистан, Пакистан и всю современную Индию, исключая только юг полуострова.

Во время завоевательных походов Акбар, как правило, не был склонен проявлять излишнюю жестокость, кроме только одного случая: в феврале 1568 года при взятии города Читар его защитники оказали такое упорное сопротивление войскам Акбара, что он пришёл в ярость и, захватив город, повелел истребить все его население, составлявшее на тот момент 20000 человек. Захват Читара и расправа над его жителями произвели на самого Акбара неизгладимое впечатление и стали причиной того, что другие индийские города-крепости присоединялись к империи Акбара более мягким и миролюбивым путем.

Акбар относился к индусам не как к завоёванному народу, а как к своим верным подданным. Он не следовал  религиозной политике своих предшественников, которые относились к индусам как к людям второго сорта, подвергали их гонениям, разрушали индуистские храмы и облагали их непомерным налогом, выплачивать который были обязаны только они. Акбар отменил этот налог,  женился на дочери одного из раджей. Многие из его главных чиновников и даже придворные министры были из индусов.

В 1575 году Акбар строит молитвенный дом для религиозных дискуссий. Он выслушивает индусов, парсов-огнепоклонников, христиан, и более того, вводит у себя во дворце некоторые их обычаи к недовольству фанатичных мусульман. Три монаха-иезуита из португальской колонии Гоа жили при дворе Акбара с 1580-го по 1582-й. Дневники и записи, оставленные этими миссионерами, донесли до нас живой облик и черты характера Акбара: «Внешность и лицо владыки соответствовали его царскому достоинству, так что с первого взгляда было понятно, что это – царь. У него широкие плечи, светло-коричневая кожа, а голову он держит немного склонённой к правому плечу.

У него широкий открытый лоб, глаза лучатся и сверкают подобно озеру, искрящемуся в лучах солнца. Всё его тело необыкновенно пропорционально. Он ни худ, ни толст, зато силён, здоров и крепок. Смеётся он совершенно непринуждённо, изъясняется спокойно, ясно и открыто, с сознанием собственного достоинства, а если бывает сердит – то и с внушающим страх величием.

Вопреки обычаям своего рода он стрижёт волосы и носит на голове не накидку, а тюрбан, из-под которого выбиваются пряди волос; говорят, он это делает для того, чтобы понравиться своим индийским подданным».

Переломным становится 1580 год. Акбар подавляет восстание мусульманского духовенства и военачальников и утверждает новую, не существовавшую до того религию дин-и-илахи («божественная вера»), соединявшую наиболее нравственные идеи из разных религий. Пророком и главой нового вероисповедания стал сам Акбар. Эта искусственно сконструированная религия нашла последователей главным образом среди народа, в то время как Акбар рассчитывал на привлечение именно придворных кругов.

Акбар был великим человеком. Его можно сравнить с такими историческими личностями как Цезарь или Пётр Первый. Он обладал необычайной памятью – помнил клички всех своих боевых слонов, а их в его войске насчитывалось несколько тысяч. Неутомимый и любознательный, он спал всего несколько часов в сутки, не гнушался никакой работы – часами разбирал доклады чиновников, следил за работой своих помощников, а вместо отдыха ковал в кузнице железо, тесал камни, занимался резьбой по дереву и мог быстрее любого пастуха остричь верблюда.

Акбар так и не научился ни читать, ни писать. Ему читали вслух и он прославился как тонкий знаток и ценитель литературы. По его приказанию многие индийские сочинения перевели на персидский язык.

Осенью 1605 года Акбар тяжело заболел дизентерией и умер 15 октября того же года. пробыв во главе государства 50 лет. Огромная империя, благодаря постоянной заботе своего властителя, достигла при Акбаре такого расцвета, какого не было ни до, ни после него. Он по праву остался в веках под именем Акбара Великого - мудрого правителя и объединителя народов, чьи идеи единства источника всех религий пережили столетия

.

Картина дня

наверх