Наваратри празднуется дважды в год, один раз в месяце Чаитра, а второй в месяц Асваюджа.
Оба являются посвященными поклонению и прославлению Божественной Матери.
То Наваратри, что празднуют в месяц чаитра(апрель-май) называется
Васанта-наваратри, а иногда и Рама-наваратри. наваратри, празднуемые в
месяц асваюджа(сентябрь-октябрь) называется Дурга - пуджа.
Дурга-пуджа или Наваратри начинается в первый день и заканчивается
на 10 день светлой луны месяца асваюджа. Это знаменует собой победу
Дурги над Махиша-асурой. В Бенгалии Ее образу поклоняются в течении
девяти дней и затем Ее образ опускают в воду. Десятый день называют
Виджайа Дашами или Дассера.
Дурга-пуджа, празднуется по всей Индии, в каждом уголке страны
праздник обогащается особенными чертами того или иного региона. Но
независимо от тех или иных внешних отличиях, внутренняя суть праздника
сохраняется единой.
Основная цель праздника состоит в почитании и поклонении Богине, в
ее аспекте Шакти или Силе, дарования людям богатства и благополучия,
процветания, знания, как светского, так и духовного, и других
благословений. Но независимо от молитв и просьб возносимых Богине, их
основой остается предание, поклонение и достижение Богини. Делается это
сознательно или нет, но другой цели нет. Каждый благословляется Ее
милосердием и любовью, каждый находит покровительство Богини.
Дурга означает «непобедимая» или "труднодостижимая".
Слог ду напоминает о четырех асурах - это: бедность (даридра),
страдание (духкха), голод (дурбхикша) и дурные привычки (дурвьясана).
Звук р - означает болезни (рогагхна), а слог га — грехи
(папагхна), несправедливость, жестокость, леность и прочие дурные
наклонности. Таким образом, богиня Дурга уничтожает все виды зла,
символизируемые звуками ду,р и га.
Поклонение Дурге было распространено с древнейших времен. Господь
Рама обращался к Матери Дурге с молитвой, чтобы добиться победы в
сражении с царем Раваной.
В «Махабхарате» Кришна наставляет Арджуну, чтобы тот обратился к Дурге за помощью в борьбе с Кауравами.
Вайшнавы поклоняются Дурге как йога-майе Вишну, а шайвы почитают ее как супругу Шивы.
Вайшнавы и шакты называют ее также Умой или Парвати. Шакты верят в
то, что она является маха-майей, коренной причиной мира имен и форм.
В «Дурга-саптшати», священном тексте приверженцев Дурги, приводятся
ее 108 имен; это означает, что она являет собой все облики Божественной
Матери, то есть саму Божественную Мать. В «Маркандейя-пуране»
рассказывается история о проявлении Дурги. Однажды изо рта разъяренных
Вишну, Шивы и Брахмы изошел огромный светящийся шар. В тот же миг такие
же шары возникли из уст других разъяренных богов и полубогов. В
результате все испущенные богами и полубогами свечения слились в одно:
сияние распространилось во всех направлениях, а боги и полубоги узрели
ослепительный и лучистый пламенный шар непреодолимой силы и энергии.
Сияние силы медленно превратился в Богиню.
Ее лицо было соткано из света, изошедшего из уст Шивы.
Свет Рамы наделил Ее длинными темными волосами, а лучезарность
Вишну — двумя руками. Лунный свет дал Ей две груди, а свечение Индры —
среднюю часть туловища. Бедра были рождены сиянием Варуны, а ягодицы—
теджасом Притхиви. Свет Брахмы стал Ее ступнями, а кончики пальцев ног
возникли из лучей Солнца. Свет Васу превратился в пальцы Ее рук, а
сияние Куберы — в Ее нос. Три глаза Богини возникли из сияния Агни. Уши
были рождены светом Марута, а остальные части тела появились из сияний
Вишвакармана и других богов.
Все Боги даровали Дурге могущественное оружие.
Шива сотворил из собственного трезубца еще один и подарил его
этой Богине.
Вишну создал диск из своей чакры. Варуна дал Ей копию своей
раковины, Паван — лук и стрелы, а Индра сделал из своей ваджры еще одну
стрелу. Йама, бог смерти, даровал Ей данду (жезл), а Брахма — камандалу
(сосуд для воды).
Солнце наполнило своим свечением все поры тела Богини, а Кала
одарил Ее мечом и щитом. Вишвакарман преподнес Ей боевой топор и
непробиваемые доспехи.
Так Дурга получила самые разные средства нападения и защиты. Эта
история из «Маркандейя-пураны» показывает, что Дурга представляет собой
обобщенный символ всех божественных сил.
Она возникла из сияния всех Богов и потому несет в себе сущность каждого из них.
В «Сканда-пуране» Дурга идентифицируется с Изначальной Пракрити и
Шакти. В «Бхава-упанишаде» Она восхваляется как Брахмарупини. В
«Курма-пуране» она идентифицируется с Ниргуна-Брахманом.
Она возникла в самом начале времен, еще до того, как началось
сотворение. Рассказывают, что Вишну спал, и во время этого йогического
сна из его пупка появился Брахма-Творец. Брахма не осознавал цели
своего рождения и потому принялся медитировать на спящем Вишну. В это
время из грязи в ушах бога Вишну были порождены два могущественных
асура, Мадху и Кайтабха; они бросились к Брахме, чтобы убить его.
Брахма был недостаточно силен, чтобы уничтожить демонов и обратился с
молитвой к Шакти-Махамайе. На молитвы Брахмы явилась Божественная Мать;
Она разбудила Вишну и показала ему нечестивые намерения Мадху и
Кайтабхи. Вишну сражался с этими асурами в течение пяти тысяч
божественных лет, однако тоже не смог их уничтожить. Тогда Божественная
Мать околдовала их и заставила произнести такие слова: «Вишну, мы
достаточно долго бились с тобой. Проси чего хочешь». Скованным
собственным словом асурам пришлось исполнить желание Вишну — тем
временем сам Вишну выхватил свой метательный диск и отсек им головы.
В «Дурга-саптшати» рассказывается другая история. Давным-давно на
свете жил царь Суратха — в полной беспомощности он обитал в лесу, ибо
враги отняли у него царство. Оставаясь в лесу, он стал одержим
непрестанными мыслями о своем царстве, сокровищах и дворце. Однажды
царь Суратха повстречал торговца по имени Самадхи. Этот торговец был
обманут и ограблен собственными женой и детьми, которые выгнали его из
дому. Торговец тоже постоянно вспоминал об утерянном богатстве; царь
испытал к нему сочувствие, и они сдружились. Они вместе построили в
лесу ашрам и поселились в нем. В один прекрасный день им случилось
принимать в качестве гостя великого святого по имени Медха Риши — он
поведал им историю Божественной Матери и рассказал о том, что
надлежащее поклонение ей способно положить конец их бедствиям.
Существует еще одна история о могущественном демоне по имени Махиш, или
Махишасура; его дар заключался в том, что никто не мог убить его, за
исключением прекрасной женщины. Получив такой дар, он стал неуязвимым,
победил Индру (бога небес) и низверг его с престола. Демон покорил все
три мира и изгнал богов из их обители на небесах. Боги во главе с
Брахмой и Вишну отправились к Шиве и рассказали ему о жестокости и
коварстве Махиша. Услышав об этих злодеяниях, Шива пришел в ярость,
однако он понимал, что дар демона делает его таким же беспомощным, как
и всех остальных богов.
Только Божественная Мать смогла положить конец этой ужасной драме.
В ярости Шива изверг из уст луч света, после чего такие же лучи
породили все боги и полубоги. Лучи света соединились и проявились в
облике прекрасной Богини. Богиня издала рев, от которого содрогнулись
все три мира; услышав его, Махишасура отправил своих полководцев, чтобы
те уничтожили новорожденную силу. Все великие полководцы Махишасуры —
Чикшур, Чамар, Удагра, Махахану, Аси-лома, Вашкал и Видалакша — один за
другим являлись со своими армиями на битву, однако были уничтожены
Божественной Матерью Дургой.
После смерти его верных полководцев Махишасура лично появился на
поле битвы, и сражение началось — он оборачивался то быком, то львом,
то слоном. Он то стоял на земле, то поднимался в пространство и вел
битву оттуда.
Затем Божественная Мать сошла со своего льва, прыгнула на плечи
Махишасуры и отсекла ему голову. Его смерть вызвала среди богов волну
радости, и все они восславили Дургу. Таким образом, о Дурге
рассказывают множество историй, которые являются одновременно и очень
похожими, и достаточно различными.
Божественная Мать воплощается в формах, чтобы установить равновесие
и гармонию, покой и благополучие. Все истории о Дурге и других
воплощениях Божественной Матери связаны с непрестанной борьбой между
божественными и демоническими силами, вечными парами
противоположностей.
Существование мира имен и форм невозможно без такой борьбы. Демонические силы саморазрушительны, однако чрезвычайно
могущественны, тогда как Божественные Силы созидательны и
действенны, однако замедленны. В начале перевес обычно на стороне
демонических сил, ибо они объединяются вместе, а Божественные Силы
оказываются рассеянными. Однако после того, как демонические силы
вызывают нарушение равновесия, все боги объединяются, сливаясь в единую
Божественную Силу - Шакти — она проявляется в облике Богини или Бога,
чтобы уничтожить зло и восстановить утраченное равновесие.
Демонические силы опираются на эгоистичность, корысть и истязание
других, а Божественные — на самопожертвование, покаяние,
самоотверженное служение, любовь, всеобщее братство и способность
видеть Божественное в любой частице сущего.
Древние легенды о Богах и Богинях подчеркивают победу добра над
злом в той борьбе, которая протекает внутри каждого человеческого
существа.
Стремление к роскоши, материальным обретениям и физическим
удобствам представляет собой демоническую силу внугри нас; она
проявляется в форме гнева, ненависти, алчности, гордыни, ревности,
заблуждениях, тщеславии, зависти и привязанностях. Эти силы поднимаются
на поверхность, когда бы у человека ни возникли корыстные интересы.
В противоположность им, преданность, милосердие, любовь и мысли о
Всеобщем Благе человечества представляют собой Божественные Силы внутри
человека; они проявляются как дисциплинированность, ненасилие, вера,
уверенность, подлинная самоотверженность и отрешенность от любых личных
обретений.
Дурга являет собой недвойственное существование наполненного энергией сознания.
Будучи Божественной Матерью, Она уничтожает дисгармонию, вызывающую
нарушения равновесия в феноменальном мире. Она желает добра всем и
каждому — даже тем, кого уничтожает, ибо Она приходится матерью и этим
созданиям.
После того, как Она уничтожила Махишасуру, Боги спросили: «Мать,
Ты могла бы испепелить Махишасуру и его полководцев своей божественной
лучезарностью. Почему же Ты участвовала в этом ужасном сражении?»
Божественная Мать ответила: «Если бы я просто испепелила их, они
оказались бы в аду, и тогда им трудно было бы совершенствоваться и
развиваться. Однако благодаря сражению со мной и гибели от моей руки
они попали в рай, где смогут превратиться в добрых существ».
Таким образом, Дурга стремится не просто уничтожить зло, но
преобразить его в благую энергию. Чаще всего Дурга изображается
восьмирукой, хотя иногда число рук может равняться десяти, а в облике
Махадурги она имеет двадцать рук. Ей в равной мере поклоняются и Боги,
и асуры, и люди всех каст и убеждений
Деви и Шакти, Божественная Сила, которая проявляет, поддерживает и
разрушает вселенную, является единственной Силой Бытия. Фактически,
поклонение Деви не является сектанским, оно не принадлежит какому либо
культу. Под Шакти, мы можем понимать исуществование всех форм жизни и
бытия вообще, силу знания и всеведения. Эти проявления являют признаки
Бога, мы можем называть Его Вишну или Шива, как желаем. Другими
словами, Шакти это сама способность Абсолюта, в его проявлении
многообразия и Богов проявляющими этот мир.
Шакти и Шакта - единое целое; сила и обладающий силой, не могут быть разделены, Ишвара и Шакти подобны огню и жару огня.
Деви - это Великая Шакти. Она Майа, поскольку из ее майи,
происходит сансара. Как Владычица Майи, Она - Махамайа. Деви - это
Авидья(Незнание), потому что Она связывает и Она Видьйа(Знание),
поскольку Она освобождает и уничтожает сансару. Она Пракрити, как
существующая изначальнее, чем создание - Адья Шакти. Деви является
Вачакашакти, манифестацией чит в Пракрити, Она - Вачьйашакти или чит в
Самости. Атма - это Деви. Шакти, это Брахман в Его аспекте матери(Шри
Мата), как Творца и Держателя миров.
Деви, как Парабрахман, находится за пределами всех форм и гун.